Сегодня в мире отмечают День поэзии. Догадались его основать в 1999 году серьезные дяди из ЮНЕСКО. Они размышляли в том же ключе, что когда-то Некрасов: "Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан", а потому поэзия, влияющая на умы и сердца людей, должна иметь свой собственный праздник.
Честно сказать, я чувствую себя сегодня, как лакомка на конфетной фабрике: что бы выбрать? о чем написать? Чем отметить в "Шрайбикусе", блоге о слове, праздник поэзии? Будет ли это поэзия Пушкина или Тютчева, стихи Евтушенко или Окуджавы, любимой Цветаевой или Гумилева...
Думаю, что сегодня, мои дорогие читатели, я поведаю вам об одном странном человеке, которого редко вспоминают, совершенно не понимают и уж гораздо реже печатают...
Велимир Хлебников
Астраханские интеллигенты, отец-орнитолог и мать-историк, и не подозревали, какого сына растили, просто занимались его образованием: математика, языки, биология, конечно, рисование и литература.... Да, его Виктором нарекли при рождении.
В отрочестве будущий поэт увлекался именно тем, что ему было интересно. Он много плавал в волжских водах, путешествовал с отцом, изучая птиц и животных, а в гимназии вдруг погрузился в кристаллографию, занялся математикой, да так серьезно, что и в университете на физмате учился, да еще как учился! Нахвалиться не могли математики. Впрочем, как историки, и преподаватели живописи, и биологи...
А Хлебников писал труд "Изыскания чисел", где соединял историю и математику, предсказывал революцию 1917 года и смерть свою в 37 лет.
В университете появилось и еще одно увлечение, причем, основательное, укрепленное биологическими и лингвистическими знаниями: Хлебников сочинял новый язык на основе старославянского и ...птичьего (отец-то - орнитолог, как-никак)!
А еще он пишет стихи, придумывает себе новое имя - Велимир - и еще много новых слов. Зачем? А затем, что язык для поэта - живое существо, многоцветное, переливчатое, укутанное многими смыслами и значениями... Он мечтает, что когда-нибудь на изобретенном им языке станут говорить новые люди - люди будущего - будетляне (так он называл своих друзей-футуристов, переиначив латинское futurum ("будущее") на славянский лад).
А еще он пишет стихи, придумывает себе новое имя - Велимир - и еще много новых слов. Зачем? А затем, что язык для поэта - живое существо, многоцветное, переливчатое, укутанное многими смыслами и значениями... Он мечтает, что когда-нибудь на изобретенном им языке станут говорить новые люди - люди будущего - будетляне (так он называл своих друзей-футуристов, переиначив латинское futurum ("будущее") на славянский лад).
Велимир Хлебников не публиковал свои стихи, не заботился о себе, своем здоровье. Он с фанатизмом и несгибаемым упорством занимался тем, что было ему интересно: математикой, созданием нового языка, живописью, литературой - и забывал надеть что-то приличное, лечь поспать, поесть, наконец. Его забрали в армию в Первую Мировую, но посчитали сумасшедшим и демобилизовали.
А он просто всегда был не такой, как все. Одно огромное сердце, чувствовавшее в разы сильнее, чем сердце у любого его современника; одна большая душа, слившаяся с природой, с Россией насмерть; один разум, выдававший массу ассоциаций даже не на слово, на звук!
А он просто всегда был не такой, как все. Одно огромное сердце, чувствовавшее в разы сильнее, чем сердце у любого его современника; одна большая душа, слившаяся с природой, с Россией насмерть; один разум, выдававший массу ассоциаций даже не на слово, на звук!
В скитаньях, в творческих мученьях Велимир Хлебников провел много времени, заболел и умер, как предсказывал, - в 37 лет.
А стихи остались... На первый взгляд, странные, и не стихи. А на третий, четвертый, пятый... его поэзия как клубок ниток: легко раскатывается и спутывается, а вот собрать, вытянуть смысловую, ассоциативную ниточку непросто. Но возможно... Попробуйте и вы, мои дорогие читатели, расшифровать эти ниточки, зацепиться за тончайшие ассоциации звуков и образов. А может, понравится?...
* * *
Бобэоби пелись губы, Вээоми пелись взоры, Пиээо пелись брови, Лиэээй - пелся облик, Гзи-гзи-гзэо пелась цепь. Так на холсте каких-то соответствий Вне протяжения жило Лицо.
* * *
Вечер. Тени. Сени. Лени. Мы сидели, вечер пья. В каждом глазе - бег оленя В каждом взоре - лет копья. И когда на закате кипела вселенская ярь, Из лавчонки вылетел мальчонка, Провожаемый возгласом:"Жарь!" И скорее справа, чем правый, Я был более слово, чем слева.
* * *
Годы, люди и народы Убегают навсегда, Как текучая вода. В гибком зеркале природы Звезды - невод, рыбы - мы, Боги - призраки у тьмы.
* * *
Еще раз, еще раз, Я для вас Звезда. Горе моряку, взявшему Неверный угол своей ладьи И звезды: Он разобьется о камни, О подводные мели. Горе и вам, взявшим Неверный угол сердца ко мне: Вы разобьетесь о камни, И камни будут надсмехаться Над вами, Как вы надсмехались Надо мной.
* * *
Снежно-могучая краса С красивым сном широких глаз, Твоя полночная коса Предстала мне в безумный час. Как обольстителен и черен Сплетенный радостью венок, Его оставил, верно, ворон, В полете долгом одинок. И стана белый этот снег Не для того ли строго пышен, Чтоб человеку человек Был звук миров, был песнью слышен?
Заклятие смехом
портрет Ю.Анненкова |
О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи! Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно, О, засмейтесь усмеяльно! О, рассмешищ надсмеяльных - смех усмейных смехачей! О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей! Смейево, смейево! Усмей, осмей, смешики, смешики! Смеюнчики, смеюнчики. О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи!
* * *
Когда умирают кони — дышат, Когда умирают травы — сохнут, Когда умирают солнца — они гаснут, Когда умирают люди — поют песни.
* * *
Мне мало надо! Краюшку хлеба И капля молока. Да это небо, Да эти облака!
Вот ведь как! Праздник прошел и все мимо нас, что-о и нигде никто не подсказал.
ОтветитьУдалитьЯ почему то думала, что Хлебникова Вениамином звали. Спасибо за интересный экскурс и за прекрасные стихи.
Молодец, Зоя! Хорошее сообщение. А еще Велимир Хлебников придумал слово "летчик" и был Председателем Земного шара. (А церемонией такой "инаугурации" руководил... Сергей Есенин). Кстати, я знала поэта, который лично знал Хлебникова. И присутствовал при утверждении Хлебникова в такой интересной "должности". Правда, был тогда ребенком. И... волей судьбы также стал затем... Председателем Земного шара.
УдалитьЯ рада, что понравились стихи, они странные, но красивые...
ОтветитьУдалитьДействительно, удивительное видение слов и такое богатое воображение. Спасибо, Зоя! Вспомнила человека, о котором большинство забыло. Думаю, он тебе благодарен.
ОтветитьУдалитьА мне он всегда почему-то нравился, особенно на портрете Анненского, его современника... такой талантливый и трогательно-беззащитный
Удалить"Когда умирают солнца — они гаснут..."
ОтветитьУдалитьИ много ли в нашем мире солнц?
Не стоит поэтов (а тем более Хлебникова!) воспринимать буквально... Солнце - это свет, это звезда, а сколько в нашем мире света, звезд?...
УдалитьОн и в наши края добредал, представляешь. Абсолютный бессеребренник - без дома, без собственности. Вот уж кого в ангажированности не упрекнёшь.
ОтветитьУдалитьпро ваши края, Лад, не слыхала, не читала, хорошо бы какую-нибудь зацепочку на этот счет (книжку или ссылку)?...
ОтветитьУдалитьистинные таланты всегда такие - бессеребренники...
Его поэзия спустя годы все так же актуальна, чувствуется грусть, но она замаскирована, между строчками от которых прочитав веселее на душе!!!
ОтветитьУдалитьЗоя а может все ж таки эстафету подхватишь? =)
ОтветитьУдалитьЯ думала, что о Поэзии уже не делают сайты. Спасибо Вам огромное
ОтветитьУдалить