25 ноября 2011

Домашнее чтение

   Иногда мы с дочерью садимся почитать книжку. В дошкольном детстве делали это ежедневно, сейчас как-то времени всё не хватает, да она и сама умеет, но понимаю, что надо - не в качестве чтения, в качестве общения...

     Одна моя знакомая, Марина Лукьянец, тоже читает  со своим сыном Яшей - пятиклассником, очень любящим книжки и библиотеку. Читают они разное, от Пушкина до Бунина. Однажды она рассказала о том, как читали вместе книгу Р. Фраермана "Дикая собака динго или Повесть о первой любви". Мне показалась интересной постановка её вопросов (ну, учитель литературы - что тут скажешь!), и потому я попросила её записать свой рассказ. Думаю, это будет интересно не только мне, ведь среди  читателей "Шрайбикуса" есть мамы с подрастающими детьми. Не так ли?...

Слово о книге ... и причём здесь какая-то дикая собака? 



Погружаемся в размеренное, с ноткой светлой грусти, повествование о девочке-подростке, ее прощании с детством, первой любви и настоящей дружбе, верности и предательстве, о детских мечтах и взрослых отношениях.

- Мама, причём здесь какая-то дикая собака? – нетерпеливо спрашивает сын в начале чтения.

     Прошу его не торопить события и подумать об этом, когда прочтем всю книгу. И вот череда событий, радостных, неожиданных, неприятных, опасных.

- Что происходит с девочкой Таней? Почему так тяжело на душе? Почему иногда кажется, что она сама не знает, чего хочет? С тобой бывает такое?

     Сын задумался. Потом произнес:
- Иногда трудно понять себя. Хочется, чтобы тебя пожалели, защитили. Ведь обидно, что у Таниного папы какой-то новый сын, который все время с ним, отец защищает его, любит, помогает. А ее кто защитит?

- Как кто? У нее есть друг Филька, верный и преданный, готов жизнь за нее отдать.
- Да, Филька классный. Я им восхищаюсь. Он искренний и честный, он ничего не требует взамен своей преданности, как Танина собака Тигр, отдавшая жизнь за свою хозяйку… Но отец – это другое…

- Ты знаешь, как можно назвать это Танино чувство по отношению к отцу? Это ревность, слышал когда-нибудь?
- Слышал, но я думал, это плохо. Разве не так?
- По-моему, это не хорошо и не плохо. Это чувство есть, и многие люди его испытывают. Главное, не дать ему охватить всю твою душу и вытеснить другие, более приятные эмоции, которые может испытать человек? Вот Таня сумела с этим справиться?
- Да, пожалуй. Она нашла в себе силы признать, что отец имеет право любить другую женщину и ее сына.
- А самое главное, она поняла, что от этого отец не стал плохим, и новая жена его и Коля – тоже вполне хорошие, добрые люди. Как ты думаешь, это серьезное преодоление для девочки?
- Ей было трудно. Но она поступила как взрослая, проявила характер.
- Почему она соглашается уехать вместе с мамой? – спрашиваю я.
- Наверное, ей будет легче вдали от семьи отца.
- Согласна, но заметь, она, еще совсем ребенок, чувствует ответственность за свою маму, понимает, что должна быть рядом с ней. Взрослый поступок?

- Пожалуй, - соглашается сын.
- Как ты думаешь, взрослеть трудно? – слежу за реакцией.

     На детском лице появляется озадаченное выражение, взгляд становится совсем взрослым.
- Судя по этой истории, иногда даже больно, но это неизбежно.

     Ребенок вздыхает от чувства обреченности. Сдерживаю улыбку, чтобы не обидеть – для него сейчас все очень серьезно, так же, как и для Тани, Коли и Фильки.
- И что, никто не поможет? Все самому?
- Нет, ну есть же родители, близкие люди, друзья! Кто-то же будет рядом!

Понимаю, что я достигла цели и можно делать важные выводы:
- Взрослая жизнь не всегда беспечная и легкая. Приходится преодолевать трудности, а иногда и самого себя. Все проходит, но что-то остается? Как ты думаешь?
- Остается дружба, остаются светлые воспоминания, мечты.
- Так при чем здесь какая-то дикая собака?
- Да как при чем, мама?! Это детская мечта, непонятная, далекая, дикая. А потом, может это сама Таня, независимая, взрослая, храбрая?

     Да, сын, детство тем и прекрасно, что можно безмятежно мечтать, фантазировать и не думать о серьезных проблемах. Но, вырастая, человек становится ответственным не только за свою мечту, но и за близких людей, друзей, любимых, и это очень важно осознать.
--------------------------------------
  
Вот такое чтение-обсуждение получилось. Мы с дочкой, конечно, пока такие "взрослые" книги не читаем...
     Размышляем сейчас над тем, почему Незнайку все ругают и чем привлекает к себе внимание Пеппи Длинныйчулок, смеёмся над кашей, которая летит с верхнего этажа, из окна Дениски Кораблёва, и представляем, как стыдно было мальчишке возвращать оборванные с грядок огурцы в рассказе Носова... но и такие книги, как "Повесть о первой любви" или "Антоновские яблоки" Бунина тоже у нас не за горами...

4 комментария:

  1. Диалог... Похож и не похож на учительский. Зоя, а нужны ли вопросы, "вопросы по прочитанному произведению"? Читательское впечатление, яркое и потрясающее душу, облекаемое в слова, может быть, обесценивается в какой-то степени? Иначе бы авторы излагали самые "выводы" в трёх предложениях, а не в художественном тексте) Хотя... Взрослым, наверное, удостовериться в "правильном" понимании главной мысли:)

    А детские книги - их содержание воспринимается практически напрямую. Вот где можно смеяться, переживать и мечтать без родительского присмотра:)

    ОтветитьУдалить
  2. Ольга, я с Вами соглашусь и не соглашусь одновременно: конечно, читательское восприятие, без наводящих вопросов, важно - образ рождается в голове, и у каждого этот образ свой. Однако иногда кое-что ускользает от понимания (в силу возраста, например, или времени другого уже), тогда старшие, с их вопросами, помогут дойти до смысла.

    И потом, одно дело - ребёнок сам сидит с книжкой и совсем другое - ребёнок сидит с книжкой и мамой - тут не столько чтение, сколько общение... а мы с мужем и со старшим также: что на литературе читали? ну, и как тебе этот Обломов (Чичиков, Онегин...)? Так ведь и в нас обломовское-то есть... И ребёнок начинает воспринимать книжного героя как осязаемого человека - образ обогащается...

    Сама сейчас, как учитель, говорю, но ведь и у меня, когда в школе работала, тоже было подобное.

    Читали того же "Онегина", я попутно кое-что доходчиво вставляла (пусть простят меня критики с высокой стилистикой и анализом образной системы с точки зрения художественных средств!), девчонка как выдохнет вслух в сердцах: "Какой же это 19 век! Книжка-то про нас!" И не было в классе ученика (правда!), который бы не прочёл пушкинский роман.

    ОтветитьУдалить
  3. Ах, как я любила в детсве и как до сих пор люблю "Дикую собаку Динго"! Она такая пронзительная. Я почему-то всегда плачу, когда перечитывапю ту сцену на пристани, когда Коля, которого проносят мимо Тани на носилках, спрашивает ещё незнакомую девочку: "Ты плакала?"
    И Фильку я люблю нежно. И Фраермана... Ну вот, опять плачу :)

    ОтветитьУдалить
  4. Ой, только не плакать! А мне мама эту книжку посоветовала в детстве... Мы с ней тоже разговаривали о книгах

    ОтветитьУдалить