17 сентября 2011

В чём заключается сила характера?


Прошло несколько месяцев после некоторых нелицеприятных событий, и я могу теперь смотреть на них со стороны и размышлять...

С детства убеждена была, что у меня сильный характер. Вела себя так, как велела черепаха Тортилла (правда-правда!) в своей знаменитой песне. Считала гордость за достоинство и искала справедливости. Я никогда и ни в чём не трусила: могла взять лягушку в руки, внутренне сотрясаясь от отвращения; могла запросто познакомиться с любым человеком, просто подойти, представиться и заговорить. Я была терпеливой, но всегда давала сдачи обидчику (и кулаками тоже, вот с девчонками драться, по моим давнишним убеждениям, нехорошо). Никогда не сомневалась в своих талантах и способностях: подростком работала в местной газете, могла разговорить любого взрослого человека и добыть нужный мне материал (эх, Шрайбикус, Шрайбикус!..), но постепенно меня настигали сомнения...

Этой весной вдруг отчётливо поняла, что куда-то подевалась гордость, что потеряла веру в свою нескончаемую талантливость и неповторимость, а между тем, меня начали ущемлять, обижать... давно, не весной, гораздо раньше...

Вот что это? Почему такое могло произойти? Где тот сильный характер, что был в детстве? Мне казалось, что воспитанные люди должны вести себя спокойно, терпеливо ("с девчонками не драться"), а терпеливость и спокойствие вдруг превратились в покорность, уступчивость. Я переживала, впадала в депрессию, чувствовала себя совершенной бездарностью, всё время в чём-то оправдывалась, считая, как Леопольд, что все должны жить дружно. И терпела, терпела...

А однажды вдруг поняла, что надо дать по столу кулаком и плюнуть на всякую толерантность... и тут же подумала, что опущусь до источника моих обид. И... вежливо и тактично объяснив свой поступок, не переходя на личности, ушла, закрыв за собой дверь.

Прошло какое-то время. Я знаю, что поступила правильно. И ни при каких обстоятельствах не поверну обратно. Но почему же всё-таки не возопила во мне справедливость? Почему я ничего не предприняла, чтобы уязвить обидчиков, постучать-таки кулаком по столу? Воспитанность? Терпимость? А может, просто глупость и слабость? В чём же заключается сила характера? И хорошо это или плохо? Я думала, что миролюбие и терпимость - это хорошо, и сила характера в том, чтобы сохранять эти качества всегда, несмотря ни на что, но права ли я? И какой характер стоит называть сильным, а какой только примазывается под это определение? Да и есть ли логика во всех этих измышлениях? ...

12 комментариев:

  1. Знаешь, я ужасно позволяю собой помыкать мужу и детям. Как это ни странно, но именно они в результате считают, что у меня сильный характер! А люди, которым я этого делать не позволяю, считают меня мягкой и терпимой. Так что - всё относительно...

    ОтветитьУдалить
  2. Сильный человек без излишнего рефлексирования признаёт свои ошибки, расхлёбывает их результаты, но назад не поворачивает. В критической ситуации не раскисает, а мобилизует все силы. Это, конечно, никакое не определение...

    ОтветитьУдалить
  3. Зря ты так... Сила характера как раз и состоит в том, чтобы до конца оставаться собой, не преображаться и не уподобляться кому бы то ни было. Кулаком по столу можно только с теми, кто это поймёт и признает, что не прав, а просто сотрясать воздух и тратить свои нервные клетки впустую не стоит, гораздо умнее сделать так, как поступила ты))) Хотя... Всё зависит от обстоятельств. Я, например, хоть и считаю себя воспитанным человеком, сдержанным, но в таких ситуациях всегда нахожу нужные пару фраз, чтобы дать понять оппоненту, как он ничтожен. Но, это сугубо индивидуальный подход. Ты просто оказалась в неприятной ситуации, поэтому тебя разрывают на части сомнения. Отпусти, посмотри на всё с другой стороны, найди в этом позитив. Человек не может прожить всю жизнь, не изменяя своего характера, не изменяя себе, таковы правила жизни в обществе. А к сильному характеру неплохо бы иметь ещё и чуточку хитрости:)

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо большое, и Лада, и Галина, и Илона, за ваше мнение, оно меня поддерживает и вдохновляет!

    С домашними, Лада, мне повезло: у нас все давным-давно знают, кто чем может быть недоволен, поэтому стараемся друг друга не обижать, и вопросов о силе и слабости не возникает. Кстати, муж и предложил мне махнуть на всё рукой и поменять жизнь кардинально, за что я ему очень благодарна...

    Да, Галь, излишнее самокопание, пожалуй, только мешает.

    И, Илона, чего у меня никогда не было, так это хитрости, а иногда, и правда, не помешала бы она...

    ОтветитьУдалить
  5. Сила характера, наверное, в том, чтобы когда тебе делают гадость не отвечать оружием, которого они в принципе достойны. Если у тебя есть в жизни принцип не делать подлости изподтишка, то развернись и уйди от обидчиков навсегда, не отвечай их же методом, но и не подставляй вторую щеку. Короче, сила характера в его твердости.

    ОтветитьУдалить
  6. Собственно, так я и сделала, но сила ли это - вот, о чём иногда думаю...

    ОтветитьУдалить
  7. По-моему, сильным характером обладает тот человек, который умеет даже в самой гнусной ситуации находить что-то светлое и полезное, человек, который всегда ведет себя с достоинством, которого практически невозможно вывести из себя, и который умеет признавать свои ошибки и при этом не винить себя за них, но извлекать из них уроки!

    ОтветитьУдалить
  8. пожалуй, sunnybright, я с Вами соглашусь, только вот признавать свои ошибки и не чувствовать вины за них... что-то как-то мне трудно понять

    ОтветитьУдалить
  9. Для меня сила характера заключается в верности своим убеждениям. Я понимаю, что в некоторых ситуациях нужно идти на компромисс, с этим никто не спорит. Но не в ущерб своим убеждениям.

    ОтветитьУдалить
  10. Главное, в человеке, это его характер. Некоторые люди обходят острые углы и жизнь им улыбается. Другие идут напролом и жизнь постоянно их испытывает. Если отстаивать свои позиции, идти наперекор врагам, то у тебя не останется друзей. Чувствовать правым себя трудно. Постоянные сомнения гложат и мучают тебя.

    ОтветитьУдалить
  11. Сила характера заключается в том, чтобы добиваться того, что вам действительно нужно. Проанализировать ситуацию, принять единственно верное решение и воплотить его в жизнь. В сложившихся условиях вы решили, что "уйти,закрыв за собой дверь" - это правильно и вы это сделали. У вас сильный характер!

    ОтветитьУдалить
  12. О.Г. Торсунов
    Сила Характера
    ..для начала

    ОтветитьУдалить